В рамках Восточного экономического форума состоялась сессия "Электроэнергетика для развития Дальнего Востока".
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков заявил, что стремительное экономическое развитие Дальнего Востока обусловило опережающий рост энергопотребления - в два раза быстрее, чем в среднем по стране.
"Дальний Восток показал более быстрое экономическое развитие, чем в целом по России. Добыча полезных ископаемых увеличилась на 33%, - отметил министр. - Все это обусловило опережающий рост энергопотребления, которое росло в два раза более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. При этом большая часть территорий относится к энергоизолированным районам, имеет более сложную логистику и более высокую цену подключения".
По его словам, дефицит мощности составит 3,3 ГВт уже к 2030 году. И этот объем может вырасти до 5 ГВт. Кроме того, он отметил высокий износ энергетической инфраструктуры и отсутствие источников для модернизации энергетики в изолированных районах. Всего около 1800 населенных пунктов, а также многие предприятия на территории Дальнего Востока имеют высокий тариф за электроэнергию. По словам министра, он может доходить до 50 руб. и выше.
"Мы видим дефицит мощности, который возникает по тем инвестиционным планам, которые наши резиденты, наши инвесторы заявили в правительство уже в 2026 году. По утверждённым СиПРам (схемам и программам развития энергосистем РФ - ред.), это 3,3 ГВт к 2030 году. Если брать максимальную цифру с учётом перспективных проектов, которые мы с Минэнерго и Минэкономразвития верифицировали, этот объем может вырасти до 5 ГВт. При этом в случае отсутствия энергогенерирующих мощностей, потери бюджета, недополученные доходы могут составить 500 млрд рублей налогов уже на горизонте ближайшей пятилетки", - сообщил г-н Чекунков.
По его словам, ведомства разработали предложения по развитию дальневосточной энергетики, которые планируется обсудить на совещании под руководством Президента РФ Владимира Путина.
В частности, по словам г-на Чекункова, необходимо "затвердить" уже принятые решения по строительству новой генерации и определить источники финансирования, "которые не могут на 100% быть рыночными с учётом тех условий Дальнего Востока, о которых мы говорили".
Второй момент - продление дальневосточной надбавки с направлением части средств от неё на создание новой генерации в энергоизолированных районах. Третье - стимулировать потребителей корректировать графики своей нагрузки.
Отметим, что часть инвесторов на Дальнем Востоке уже начали принимать решения о строительстве генерации собственными силами. Так, губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин сообщил, что компания "Амур Минералс", оператор разработки Малмыжского месторождения меди, решила сама построить для электроснабжения ГОК 250 МВт энергомощностей. При этом её потребность до 2029 года составляет ещё 900 МВт.
Согласно действующему СиПР на 2025-2030 годы, в объединённой энергосистеме Востока дефицит электроэнергии при среднемноголетней выработке ГЭС к 2030 году "с учётом рисков останова генерирующего оборудования иностранного производства" прогнозируется на уровне 7777 млн кВт·ч, что эквивалентно не менее 1197 МВт гарантированной генерации. Проект СиПР до 2031 года фиксирует необходимость строительства ещё больших объёмов генмощностей.
Глава Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов считает, что дальневосточную надбавку для выравнивания энерготарифов при её продлении до 2035 года надо зафиксировать на уровне объёмов 2025 года - около 30 млрд рублей.
"Я поддержу Алексея Олеговича Чекункова, министра по развитию Дальнего Востока, о необходимости продления дальневосточной надбавки до 2035 года, при этом зафиксировав её на уровне 2025 года, около 30 млрд рублей, и конечно, нужно пересмотреть перечень получателей и, самое главное, наше предложение заключается в том, что половину этой надбавки нужно направлять на строительство генерации в том числе в изолированных районах", - сказал г-н Шульгинов.
Инициаторами продления действия спецнадбавки для выравнивания энерготарифов до 2035 года в сентябре 2024 года выступали вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев и Алексей Чекунков. Минэнерго сначала не поддерживало это предложение, но в мае этого года изменило свою позицию и тоже стало выступать за продление надбавки.
Механизм "дальневосточной надбавки" действует с лета 2017 года. Цена на электричество в европейской, уральской, сибирской частях России для потребителей оптового энергорынка увеличивается, чтобы компенсировать дороговизну производства энергии на Дальнем Востоке. Средства направляются через выручку "РусГидро" в бюджеты регионов Дальнего Востока, которые распределяют их гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям. Механизм не затрагивает население, нагрузку оплачивают только промышленники.
Инструмент должен был действовать до 2020 года, но был продлён до 2028 года. При этом его применение должно поэтапно сокращаться: с 2027 года - для бюджетных организаций и ЖКХ, с 2025 года - для добывающих и обрабатывающих предприятий. В 2023 году были приняты поправки, продлевающие до 2028 года субсидирование для компаний, добывающих в ДФО драгметаллы и камни и подключённых к сетям низкого напряжения до 2021 года.
Правительство РФ установило размер дальневосточной надбавки на 2025 год в сумме 30,388 млрд рублей - на 637 млн рублей меньше, чем в 2024 году.
"При этом необходимо определить целевые направления использования средств с тем, чтобы не менее 50% от них направлялись на строительство и модернизацию генерации в изолированной части энергосистемы, а также пересмотреть список получателей надбавки", - полагает Николай Шульгинов.
В качестве примера применения надбавки в случае ее продления он привел финансирование строительства Арктической ТЭС для покрытия дефицита мощности на Чукотке. Альтернативой может стать финансирование строительства этой ТЭС за счет целевой бюджетной субсидии.
Также в своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по энергетике коснулся темы определения источников финансирования Программы модернизации объектов локальной генерации на территории ДФО. Никаких мер господдержки Программой не предусмотрено, ее реализация на 80% осуществляется за счет инвесторов с использованием энергосервисных контрактов или концессии, а также собственных средств компаний и отборов ВИЭ на розничных рынках.
Поскольку эти проекты являются капиталоемкими, в текущей экономической ситуации возникают трудности с привлечением банковских кредитов. Комитет рекомендует Правительству России разработать меры господдержки инвесторов, реализующих проекты в рамках Программы через энергосервисные контракты и концессии, по аналогии с поручениями Президента России по итогам рабочей поездки в Мурманск от 16 мая 2025 года.
Кроме того, Николай Шульгинов предложил определить обязательство инвестора по строительству систем накопления электроэнергии существенным условием конкурсного отбора проектов ВИЭ. Он отметил, что применение таких комплексных решений важно для обеспечения надежности энергосистем.
"Это наглядно показал блэкаут, случившийся некоторое время назад в Испании. Избыток и последующее нерегулируемое снижение выработки электроэнергии ВИЭ не было сбалансировано из-за отсутствия систем накопления, и в результате целые регионы остались без электричества. Нужно создать механизм, который стимулирует создание систем накопления электроэнергии одновременно с объектами ВИЭ-генерации", - пояснил Николай Шульгинов.
При этом одновременно необходимо ускорить разработку и принятие законопроекта о правовом статусе систем накопления электроэнергии. Государственная Дума направила соответствующее протокольное поручение в адрес Правительства России в июле этого года.
Николай Шульгинов также предложил усилить административную и уголовную ответственность за хищения электроэнергии для майнинга. Он пояснил, что уголовная ответственность за хищения нефти и газа из трубопроводов уже существует в российском законодательстве. Однако в отношении электроэнергии аналогичная норма отсутствует.
Комитетом Государственной Думы по энергетике разработаны и направлены в Правительство России предложения по установлению самостоятельного уголовного состава преступления за хищение электроэнергии и определению отягчающего обстоятельства в виде ее использования для незаконного майнинга цифровой валюты. "Законопроект направлен в Правительство России для рассмотрения и согласования с профильными федеральными органами власти", - заявил Николай Шульгинов.
Кроме того, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов считает, что необходима актуализация Стратегии электросетевого комплекса, с включением в нее отдельного раздела, посвященного Дальнему Востоку и Арктике.
Он пояснил, что надежность распределительного электросетевого комплекса Дальневосточного федерального округа требует пристального внимания. Износ сетевого оборудования в ДФО выше, чем в целом по стране, что приводит к росту аварийности. Причина такой ситуации кроется в несбалансированности тарифной и инвестиционной политики.
Стратегия развития электросетевого комплекса, принятая в 2013 году, сильно устарела. "Так, в ней в принципе нет такого понятия, как майнинг, при том что он создает существенную нагрузку на сети и требует регулирования, включая повышение ответственности за незаконное использование сетей. В нынешней редакции не прописан институт системообразующей территориальной сетевой организации, который с принятием соответствующего закона стал основой консолидации сетевого комплекса. Это лишь два примера. Требуется актуализация документа, которая обеспечит дальнейшую консолидацию электросетевого комплекса, разработку механизмов реагирования на новые вызовы, а также определит источники финансирования строительства электросетевой структуры и механизмы повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности в отрасли. При этом с учетом важности задач по развитию энергосистемы Дальнего Востока и Арктики целесообразно важно вынести их в отдельный раздел Стратегии", - уверен Николай Шульгинов.
Что касается Программы развития электроэнергетики на территории Дальневосточного федерального округа на период до 2050 года, которую Президент России поручил утвердить Правительству России, определив источники ее финансирования, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике сформулировал несколько предложений, обсуждавшихся на площадке Комитета.
"Мы предлагаем учесть в документе приоритетность строительства ГЭС и АЭС, включенных в Генеральную схему до 2042 года; включить мероприятия по энергообеспечению электрификации участков БАМа; пересмотреть требования по локализации энергетического оборудования, обеспечив возможность использования оборудования, произведенного в дружественных странах; разработать нормативно-правовой механизм так называемого "авансирования потребителями" строительства новых генерирующих объектов на территории Дальнего Востока. Это позволит достичь поставленных Президентом России целей по опережающему развитию энергетики региона", - заявил Николай Шульгинов.
Глава Группы "Россети" Андрей Рюмин отметил, что развитие энергетической инфраструктуры региона является приоритетом компании.
На Дальнем Востоке "Россети" представлены в основном в магистральном комплексе. Кроме того, в двух субъектах - Бурятии и Забайкальском крае - дочерняя компания "Россети Сибирь" управляет распределительными сетями.
За последние пять лет (2020-2024 годы) "Россети" направили на финансирование проектов на Дальнем Востоке почти 40% инвестиционной программы ЕНЭС - около 390 млрд рублей. Компания ввела в работу более 3 тыс.км линий электропередачи и почти 2,5 тыс. МВА мощности. Это объекты, направленные на электрификацию Восточного полигона железных дорог, электроснабжение трубопроводов, добывающих и перерабатывающих предприятий. Создана инфраструктура системного значения в Республике Саха (Якутия).
"На новый инвестиционный цикл до 2029 года предусматривается увеличение инвестиций до 415 млрд рублей. Завершим все объекты второго этапа развития Восточного полигона, построим транзиты для объединения энергосистем Сибири и Востока. Также продолжим работу с крупными потребителями, включая месторождения для "Силы Сибири" в Якутии. Кроме того, планируем масштабные проекты в Приморье, Хабаровском крае, Якутии для выдачи мощности новой генерации", - сказал Андрей Рюмин.
Вместе с тем есть капиталоемкие задачи, которые пока не включены в инвестпрограмму. Сейчас "Россети" прорабатывают с профильными ведомствами вопрос финансирования.
На сессии также рассматривались предложения по повышению уровня загрузки создаваемых под технологическое присоединение сетевых мощностей. Андрей Рюмин призвал вернуться к обсуждению механизма take or pay в электроэнергетике.
Минэнерго ранее разработало проект постановления правительства, которое предусматривает определение объема услуг и их оплату исходя не из фактического потребления, а по принципу "бери или плати". Механизм планируется ввести в России до февраля. Проект планируется распространить в отношении потребителей с энергопринимающими устройствами, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт и договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям которых был заключен после 1 июля.
Действующим регулированием предусмотрена обязанность "Россетей" поддерживать готовность к передаче электроэнергии потребителю в любой момент в пределах заявленной им при технологическом присоединении максимальной мощности, в то время как услуги передачи электроэнергии оплачиваются исходя из фактического потребления. В результате потребители с низким потреблением не оплачивают услуги или оплачивают их несоразмерно фактическим затратам сетевых организаций.
"Без введения этого института [механизма "бери или плати"], у нас получается, что наши инвестиции не то что неокупаемые, они на самом деле не имеют никакой экономики [..] С одной стороны, мы говорим, что нехватка идет, а с другой стороны, мы строим просто избыточную инфраструктуру. Пока не будет механизма "бери или плати", эта ситуация будет продолжаться", - сказал он.
Рюмин отметил, что "Россети" надеются на решение вопроса в ближайшее время. "Поэтому у меня просьба к министерству энергетики, госсовету, Совету Федерации все-таки в помощи решения данного вопроса, который очень давно стоит, и надеюсь, что в ближайшее время мы все-таки подойдем к его решению", - добавил он.
Первый заместитель гендиректора компании "Русгидро" Роман Бердников поддержал идею введения механизма "бери или плати" ("take or pay") в электросетях.
"У меня позиция такая - можно вернуться либо к "take or pay", либо просто плату услуги за передачу делать на основании максимальной мощности. Я считаю, что это правильный механизм... Поэтому сейчас нужно обязательно к нему возвращаться. Это все же стимулирует потребителей более или менее сохранять свои ресурсы", - сказал он.
Также в ходе выступления на сессии Бердников пояснил, что должна быть ответственность, как фиксировать тот уровень потребления, который потребитель хочет, который он заверяет во всех планах, "чтобы дальше подать спрос в структуру, которая будет использоваться, а не стоять".
Участники также обсудили эффекты от внедрения эталонного принципа определения операционных затрат для филиалов распределительной компании "Россети Сибирь", работающих в регионах Дальневосточного федерального округа.
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев в своем выступлении заявил, что электроэнергетика сейчас является главным фактором развития экономики РФ, а Дальний Восток - это стратегически важный макрорегион с активно растущей экономикой, требующей опережающего развития энергосистемы.
"Во всем мире сформировался новый технологический уклад с тенденцией огромного спроса на электроэнергию. Это связано с развитием ИИ, криптовалют, транспортом, который переходит на электроэнергию, роботизацией предприятий и т.д. В этой ситуации наша задача выработать свою политику", - отметил министр.
В пример Сергей Цивилев привел опыт Китая, который активно развивает эту отрасль.
"Сегодня в КНР строится 30 блоков АЭС, и они приняли решение о строительстве еще 11 блоков. Мощность по АЭС сегодня - 60 МВт, а к 2030 году они стремятся достичь 100 МВт. Они активно строят солнечные станции и ветряки, - поделился он. - Каждый год добавляется 250 ГВт только ВИЭ, развивается накопительная энергия. Я думаю, что к 2030 году Китай вопросы своей энергобезопасности решит полностью, а в дальнейшем станет страной, которая будет импортировать электроэнергию. И это правильный подход".
Министр также рассказал о вызовах, стоящих перед российской энергетикой. Он отметил, что в настоящее время Министерство энергетики Российской Федерации занимается разработкой необходимой нормативно-правовой базы. В частности, предполагается создание двух новых институтов: проектного и финансового.
"У нас должны быть дешевые деньги, поэтому без создания отраслевого финансового института нам не справиться. Это должен быть уполномоченный государственный банк с госучастием", - заявил Сергей Цивилев. По словам главы российского энергетического ведомства, функциями нового финансового института должно стать обеспечение льготного кредитования через субсидирование процентной ставки, выдачи инфраструктурных облигаций, проектно-банковского кредитования и казначейских инфраструктурных кредитов.
В свою очередь, функции проектного института будут заключаться в создании и утверждении требований к типовым проектным решениям, модульному строительству; определении требований к стандартам на оборудование; мониторинге ценообразования; формировании отраслевого заказа; ведении реестров уполномоченных стройтрестов.
"Сейчас у нас каждый проект индивидуальный, который становится очень дорогим. Поэтому мы перейдем к типовым решениям, в том числе модульным, - поделился министр. - Мы должны разработать отраслевой заказ на долгосрочную перспективу - минимум шесть лет, а в идеале - до 2042 года".
По его мнению, также необходимо разработать стандарты на отраслевое оборудование, как это уже сделано и применяется в нефтегазовой отрасли. Среди необходимых решений Сергей Цивилев также назвал управление стоимостью кВт·ч.
"Два этих института обеспечат прозрачность ценообразования на каждом этапе. Любое технологическое или управленческое решение будет оцениваться с точки зрения его влияния на конечную стоимость электроэнергии в течение всего жизненного цикла объекта", - подчеркнул Сергей Цивилев.
Он также добавил, что в законопроекте планируется закрепить принципы формирования отраслевого заказа, возможность установления на уровне актов Правительства РФ требований к введению экспериментальных режимов в электроэнергетике и механизм упрощения градостроительных процедур и оформления земельных и имущественных отношений.
"Таким образом мы перейдем от "экономики спроса", в которой мы реагировали на возникающие дефициты электроэнергии и мощности, к "экономике предложения", когда энергосистема опережающим образом покрывает спрос на электроэнергию", - резюмировал Глава Минэнерго.
Видеозапись мероприятия см. по ссылке - https://stream.live.dfw.ru/stream/id1124/24616.html.
По материалам: